- Акварель
-
АКВАРЕ́ЛЬ (от лат. aqua — вода) — водно-клеевые краски из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, а также живопись этими красками. Гл. особенность А. — прозрачность красок, сквозь к-рые просвечивают тон и фактура основы (бумаги, картона, реже шелка или слоновой кости). Обладает качествами живописи (богатство тонов и т. п.) и графики. Техники А. различают по способу наложения краски на основу и по качеству самой основы (сырая, увлажненная и т. п.). Специфика техники А. дает возможность размывов, затеков, создающих эффект подвижности изображения. Достоинствами акварельных красок являются быстрое высыхание (3—5 мин) и устойчивость (неизменяемость) тона после высыхания. Примесь белил в А. делает ее непрозрачной (см. Гуашь). Акварельные краски производят в виде твердых плиток или в жидком состоянии в тюбиках. Непрозрачная А. известна в Др. Египте. С 15 в. А. широко применяется в Европе, особенно для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. В 16—17 вв. А. постепенно распространяются как самостоятельные художеств. произв. (Дюрер, голландские пейзажисты). Б. значение А. приобретает во 2-й пол. 18 в. в Англии, а в 19 в. успешно развивается во всей Зап. Европе (Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Мендель и т. д.). Уже в 9—12 вв. др.-рус. рукописи иллюстрированы акварельными миниатюрами. В 18 в. А. используется в архитектурных пейзажах (А. Воронихин, Д. Кваренги, Ф. А. Алексеев), в крестьянских жанрах (И. А. Ерменев), пейзажах (М. М. Иванов). В 1-й пол. 19 в. — расцвет рус. реалистич. А. (Ф. П. Толстой, К. П. Брюллов, Г. Г. Гагарин и мн. др.). Совершенства в ней достигает А. А. Иванов; во 2-й пол. 19 в. в технике А. успешно работают И. Е. Репин, В. А. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов, В. М. Васнецов, П. П. Соколов, М. А. Врубель. Широко используется в иллюстр. и портр. жанре. В 20 в. техника А. остается одной из распространенных и любимых (А. П. Остроумова-Лебедева, К. Ф. Юон, Е. Е. Лансере и т. д.). Особой виртуозностью, живописной свободой, многообразием тональных отношений отличаются работы А. В. Фонвизина, В. В. Лебедева, К. И. Рудакова, И. А. Тырсы. С 1920—30-х гг. к А. обращается широкий круг художников (А. В. Ведерников, А. П. Волков, П. М. Кондратьев, А. Е. Карев, Н. А. Лапшин, В. В. Стерлигов, М. В. Матюшин, Е. К. Эвенбах и мн. др.). В технике монохромной "черной" А. выполнены мн. работы П. Д. Корина, И. И. Куприянова, Кукрыниксов, Д. А. Шмаринова и др. А. часто используется вместе с др. материалами (гуашь, тушь и т. п.).
Лит.: Фармаковский М. В. Акварель, ее техника, реставрация и консервация. Л., 1950; Виннер А. В. Материалы живописи. М., 1954; Столяров И. М. Акварель: Материалы и способы письма. Минск, 1980; Рус. акварельная живопись кон. 19 — нач. 20 в. М., 1968; Совр. сов. акварель / Вступ. ст. В. И. Володина. М., 1983.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.